Аркадий Любарев (lyubarev) wrote,
Аркадий Любарев
lyubarev

Categories:

Вопросы для обсуждения и предложения по содежательному реформированию избирательного законодательств

I. Избирательные права

  1. Отказаться от ограничений пассивного избирательного права, не предусмотренных Конституцией РФ – по судимости, иностранному гражданству и т.п. Как вариант – смягчение или снятие некоторых ограничений (в частности, снятие ограничений из-за наличия вида на жительство в другом государстве). Аналогично пересмотр ограничений на членство в избирательных комиссиях.

II. Избирательные системы

  1. Для выборов в Государственную Думу заменить смешанную несвязанную систему на смешанную связанную (подобную германской).

  2. Не допускать права региональных законодателей ограничивать муниципальным образованиям возможности выбора избирательной системы для муниципальных выборов.

  3. Дать возможность субъектам РФ и муниципальным образованиям применять преференциальные избирательные системы (в которых избиратель ранжирует кандидатов в соответствии со своими предпочтениями).

  4. Пересмотреть ограничения избирательных систем на выборах региональных парламентов. Как вариант, не допускать на них ни полностью пропорциональную, ни полностью мажоритарную систему. В случае применения смешанной несвязанной системы установить, что число депутатов, избираемых в соответствии с каждой из компонент, не может быть менее одной трети и не может быть более двух третей от общего числа депутатов представительного органа.

  5. Пересмотреть ограничения избирательных систем на муниципальных выборах. Варианты: не допускать на них полностью пропорциональную систему; не допускать закрытые списки; допускать закрытые списки в случае смешанной системы, но не в случае полностью пропорциональной системы.

  6. Для региональных выборов установить, а для муниципальных выборов пересмотреть минимальное число мандатов, распределяемых по пропорциональной системе по единому округу. Вариант: для региональных выборов – 22, а для муниципальных – 18.

  7. Установить верхнюю планку для числа избирателей в мажоритарном округе на выборах депутатов. Вариант: не более 150 тысяч для региональных выборов и не более 20 тысяч для муниципальных.

  8. Пересмотреть ограничения числа и размера территориальных групп для выборов в Государственную Думу. Варианты: снизить минимальное число групп до 15; установить максимальное число избирателей, зарегистрированных на территории, соответствующей территориальной группе, в 10 миллионов.

  9. Установить пределы для минимального числа территориальных групп, устанавливаемых региональными законами. Вариант: не более одной трети от числа мандатов, распределяемых в едином избирательном округе.

  10. Снизить заградительный барьер на выборах в Государственную Думу (вариант – до 3%). Снизить максимально допустимую величину барьера на региональных и муниципальных выборах.

  11. Поднять планку перехода на «плавающий барьер» (вариант: если списки, преодолевшие барьер, получат в сумме менее 75% голосов).

  12. Ограничить право регионального законодателя на выбор методики распределения мандатов. Вариант: установить единую методику – метод Хэйра-Нимейера (как для выборов в Государственную Думу); предоставить выбор из двух или трех методик; запретить использование методик, не обеспечивающих пропорциональность распределения (метод Империали и др.).

  13. Пересмотреть регулирование наличия в бюллетене строки «против всех» (варианты: восстановить строку на всех выборах; отменить строку на всех выборах).

  14. Пересмотреть в случае наличия строки «против всех» правила признания выборов несостоявшимися. Вариант: признавать выборы несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов или списков кандидатов, и число недействительных бюллетеней в сумме составляют не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Предложения 14 и 15 взаимосвязаны.

  1. Восстановить порог явки (не поддерживаю).

III. Избирательные комиссии, избирательные участки

  1. Исключить участие исполнительных органов власти в формировании избирательных комиссий.

  2. Пересмотреть квоты для вхождения государственных и муниципальных служащих в состав избирательных комиссий (вплоть до полного запрета для основной части комиссий).

  3. Пересмотреть партийную квоту в избирательных комиссиях (варианты: увеличить до 2/3, увеличить до 100%).

  4. Установить алгоритм выбора в рамках партийной квоты партий, делегирующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, в зависимости от результатов последних выборов, исключающий произвол органа, формирующего комиссию.

Предложения 19 и 20 взаимосвязаны.

  1. Допустить право самовыдвижения граждан в состав УИК с отбором путем жребия в случае избытка кандидатур.

  2. Восстановить избрание руководителей избирательной комиссии самой комиссией.

  3. Расширить основания для расформирования избирательной комиссии (фальсификация итогов голосования, неоднократные нарушения избирательных прав граждан и т.п.).

  4. Разукрупнить избирательные участки.

  5. Восстановить право общественных объединений направлять наблюдателей на избирательные участки. Предусмотреть право общественных объединений, зарегистрированных в избирательной комиссии в качестве организации-наблюдателя, направлять своих представителей во все избирательные комиссии, действующие на соответствующей территории, с полномочиями присутствовать на заседаниях комиссий и знакомиться с их документами.

IV. День голосования и назначение выборов

  1. Пересмотреть правила установления дня голосования. Варианты: перенос единого дня голосования на более удобный, чем сентябрь, месяц; возвращение к двум единым дням голосования, полный отказ от единых для всех регионов дней голосования.

  2. Пересмотреть правила назначения выборов. Варианты: в случае жесткого определения в законе дня голосования отказаться от института назначения выборов, заменив его на информирование о начале избирательной кампании; в случае нежесткого определения в законе дня голосования установить для органа, назначающего выборы, пятидневный интервал для принятия решения (с понедельника до пятницы).

  3. Ограничить совмещение выборов числом выдаваемых избирателю бюллетеней (не считая бюллетеней для голосования на повторных и дополнительных выборах в отдельных одномандатных или многомандатных округах). Варианты: не более трех бюллетеней, не более четырех бюллетеней.

V. Политические партии, избирательные объединения

  1. Пересмотреть ограничения на создание политических партий. Варианты: разрешить создание региональных и межрегиональных партий; разрешить создание только межрегиональных партий.

  2. Пересмотреть основания для отказа в регистрации партии или ее регионального отделения.

  3. Пересмотреть правила ликвидации партий за неучастие в выборах.

  4. Пересмотреть правила государственного финансирования политических партий. Варианты: не допускать, чтобы одна партия получала более 50% средств; разделить финансирование на две части: постоянную и зависящую от число голосов избирателей.

  5. Предусмотреть государственное финансирование региональных отделений политических партий по результатам региональных выборов.

  6. Восстановить право неполитических общественных объединений выдвигать списки кандидатов на муниципальных выборах.

  7. Восстановить возможность блокирования политических партий. Варианты: восстановить институт избирательных блоков; ввести возможность соединения списков (несколько избирательных объединений, зарегистрировавших списки, могут до утверждения текста избирательного бюллетеня заключить соглашение; если списки, заключившие соглашение, порознь не преодолевают заградительный барьер, а вместе – преодолевают, к распределению мандатов допускается соединенный список, который формируется по методике, определенной в законе).

  8. Отменить запрет на выдвижение партией членов других партий.

VI. Выдвижение и регистрация кандидатов и списков кандидатов

  1. Восстановить избирательный залог на всех выборах (варианты: за исключением президентских, за исключением выборов в поселениях).

  2. Пересмотреть правила предоставления партиям регистрационной льготы. Варианты: полный отказ от льгот; отказ от льгот для кандидатов в мажоритарных округах; расширение оснований для льгот на региональных и муниципальных выборах; предоставление льгот всем партиям на муниципальных выборах; использование в качестве критерия для предоставления льготы доли полученных голосов, а не числа полученных мандатов; и т.п.

  3. Пересмотреть систему муниципального фильтра. Варианты: полный отказ от сбора подписей депутатов и глав; сохранение такого сбора факультативно по выбору кандидата наряду с залогом и сбором подписей избирателей; сбор подписей только у депутатов муниципальных образований верхнего уровня; существенное снижение доли подписей (например, до 1–2%); установление веса подписи депутата в зависимости от числа поданных за него голосов.

  4. Установить заявительный порядок регистрации для выборов муниципальных депутатов в небольших округах (например, при средней норме представительства менее 500) с правом регионального законодателя повышать эту планку.

  5. Уменьшить долю собираемых подписей избирателей (варианты – до 1% там, где эта доля выше, до 0,5%, до 0,1%).

  6. Изменить порядок сбора подписей избирателей (возможно, только для больших округов, например, при средней норме представительства более 50 тыс. избирателей). Варианты: сбор подписей в специально отведенных местах (главным образом, в помещениях избирательных комиссий) под наблюдением избирательных комиссий; сбор подписей через портал Госуслуг. Оба варианта можно совместить, при этом доля подписей должна быть уменьшена.

Предложения 41 и 42 взаимосвязаны.

  1. Сократить перечень оснований для признания подписи избирателя недействительной (не должны браковаться подписи, если избиратель может быть однозначно определен и нет доказательств, что он не ставил свою подпись).

  2. Предусмотреть разный порядок проверки подписей на предмет действительности и достоверности. Вариант: на предмет действительности должны проверяться все подписи; на предмет достоверности размер выборки можно сократить. Также должны быть разные допустимые доли недействительных и недостоверных подписей (например, для недействительных – 20%).

  3. Увеличить допустимый избыток представляемых подписей (например, до 20%).

Предложения 44 и 45 взаимосвязаны.

  1. Разрешить кандидату и избирательному объединению доносить недостающие документы.

  2. Сократить перечень оснований для отказа в регистрации и отмены регистрации. Возможно увеличение числа оснований, для которых необходимо судебное решение.

VII. Статус кандидата

  1. Вернуть норму, обязывающую высокопоставленных чиновников, т.е. лиц, замещающих государственные или муниципальные должности (за исключением Президента РФ) уходить в предвыборный отпуск.

  2. Установить, что обязанность уходить в предвыборный отпуск наступает не после регистрации соответствующего лица в качестве кандидата, а после его выдвижения в данном качестве. Предусмотреть жесткий срок для освобождения данных лиц от выполнения должностных или служебных обязанностей (например, не позднее 7 дней со дня выдвижения).

VIII. Информирование и агитация

  1. Установить правила подготовки избирательными комиссиями сводных информационных плакатов о кандидатах и избирательных объединениях и другие обязанности избирательных комиссий по информированию избирателей.

  2. Установить санкцию за отказ от участия в радио- и теледебатах в виде лишения кандидата, избирательного объединения соответствующей части бесплатного эфирного времени.

  3. Пересмотреть ограничения на проведение агитации.

  4. Отменить запрет на критику соперников в телеэфире.

  5. Отменить «дни тишины» (не поддерживаю).

  6. Урегулировать порядок распространения политической рекламы вне периода избирательной кампании.

IX. Финансирование

  1. Отменить предельные суммы расходования средств на избирательную кампанию, а также ограничения на внесение в избирательных фонд собственных средств кандидата и избирательного объединения, или средств, перечисленных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не поддерживаю).

  2. Установить минимальный размер средств, которые запрещено использовать на избирательную кампанию помимо избирательного фонда (например, тысяча рублей).

  3. Отменить все промежуточные финансовые отчеты (первый и т.п.), оставив только итоговый отчет.

  4. Предусмотреть возможность сбора средств в избирательный фонд через Интернет.

X. Голосование, подсчет голосов и определение результатов

  1. Указывать в бюллетене более подробные сведения о кандидатах, баллотирующихся в составе партийного списка.

  2. Более подробно прописать порядок голосования по месту нахождения, включая публикацию данных о числе «электоральных мигрантов».

  3. Пересмотреть порядок проведения досрочного голосования и контроля за ним.

  4. Предусмотреть разделение списка избирателей на основную и дополнительные части (основная часть едина для всех одновременно проводимых голосований, и после составления в нее не могут включаться новые избиратели).

  5. Пересмотреть состав протокола УИК и вышестоящих комиссий.

  6. Ввести Журнал УИК, где должны фиксироваться все процедуры, осуществляемые в процессе голосования и подсчета голосов с указанием времени их осуществления, также в него должны заноситься все числовые данные, получаемые в ходе подсчета голосов.

  7. Предусмотреть, что для опечатывания стационарных и переносных ящиков, а также коробок с документацией должны использоваться только одноразовые номерные пломбы или ленты.

  8. Предусмотреть распределение обязанностей по проведению голосования между членами УИК по жребию.

  9. Предусмотреть, что избирательная комиссия, составившая протокол об итогах голосования, после подписания указанного протокола ее членами не вправе по собственной инициативе составлять повторный протокол и(или) производить повторный подсчет голосов (повторный подсчет голосов, составление повторного протокола производятся только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда).

  10. Ввести для случаев подсчета голосов с помощью сканирующих устройств обязательный ручной пересчет на небольшой части участков, определяемых жеребьевкой.

  11. Предусмотреть не только максимальные, но и минимальные сроки подведения итогов голосования и определения результатов выборов во всех комиссиях выше УИК.

  12. Увеличить сроки обжалования итогов голосования и, возможно, результатов выборов; отменить запрет на восстановление этих сроков.

  13. Предусмотреть санкции за отказ кандидата от получения мандата без вынуждающих обстоятельств (в т.ч. санкции к выдвинувшей кандидата партии).

XI. Референдум и отзыв

  1. Пересмотреть ограничения на инициирование общероссийского референдума.

  2. Пересмотреть ограничения на инициирование региональных и местных референдумов.

  3. Уточнить правила инициирования отзыва (вариант – отменить отзыв депутатов, сохранив только отзыв должностных лиц).

Tags: Избирательный кодекс, выборы, избирательное законодательство, избирательные комиссии, избирательные системы, партии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments