Аркадий Любарев (lyubarev) wrote,
Аркадий Любарев
lyubarev

Categories:

О структуре Избирательного кодекса

На сайте РФСВ опубликованы проект структуры Кодекса о выборах и референдумах и концепция проекта, которые раздавались на круглом столе 12 сентября. Это очень похвально: мы видим, что работа ведется достаточно открыто. Надеюсь, что так будет и дальше.
Здесь я хотел бы сделать сравнение предлагаемой структуры со структурой нашего проекта Избирательного кодекса РФ - на уровне глав, статей касаться пока, я думаю, преждевременно. Далее будут приведены обе структуры на уровне глав.
Сравнение структур
1. Первое отличие – в моем проекте добавлен еще один уровень. Проект МГУ можно считать четырех уровневым: часть – глава – статья – пункт. Мой проект – пятиуровневый: часть – раздел – глава – статья – пункт.
Такой вариант я заимствовал из избирательных кодексов некоторых регионов, поскольку счел его более удобным. Смысл его в том, чтобы выделить отдельно общие вопросы, вопросы организационного обеспечения (которые регулируют процессы, часто проходящие вне избирательной кампании) и собственно избирательный процесс (проходящий в период избирательной кампании). Полагаю, что так будет удобнее для пользователей: им будет легче ориентироваться. В частности, вопросы обжалования и ответственности традиционно помещают в конец, хотя это важнейшая глава любого избирательного закона. Также в отдельный раздел выделен референдумный процесс, о чем подробнее – в следующем пункте.
2. Я вполне понимаю жалобы многих коллег о том, что включение в Кодекс или в ФЗ-67 вопросов, связанных с референдумом, затрудняет чтение и понимание закона. Однако я вижу выход не в разделении этих вопросов по разным законодательным актам, а в максимально возможном их разделении внутри Кодекса.
В моем проекте два первых раздела (общие вопросы и вопросы организационного обеспечения) касаются как выборов, так и референдума. Это оправдано, так как здесь почти все одинаково: права граждан, учет избирателей, избирательные комиссии и т.п. Более того, это необходимо, например, в отношении статуса членов комиссий и некоторых других вопросов.
А вот в разделе «Избирательный процесс» не должно быть слова «референдум» в принципе. Он только про выборы. Все, что связано с инициированием референдума, его назначением, агитацией, финансированием, голосованием и подведением итогов – в другой раздел, «Референдумный процесс». Если какие-то нормы полностью совпадают, можно будет их не дублировать, а сослаться. А можно и продублировать, в данном случае это не страшно, так как разные объекты. Это можно решить по ходу работы.
В результате те, кто занимается только выборами, в раздел «Референдумный процесс» просто не будут заглядывать, и он им не будет мешать.
3. Моим принципиальным решением является введение отдельной главы «Избирательные системы». В ней я описываю все допускаемые на российских выборах избирательные системы и их сочетания и определяю, из каких систем могут делать выбор регионы и муниципальные образования.
С этой главой частично связана и глава «Особенности голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов при применении различных избирательных систем, технических средств голосования и подсчета голосов», помещенная в раздел «Избирательный процесс».
4. Есть несколько разногласий по общей части, которые не носят принципиального характера. Их можно будет разрешить в процессе работы.
Так, в моем проекте «Общие вопросы» подняты до раздела, который включает 4 главы, в том числе главу «Участие политических партий и общественных объединений в выборах и референдуме». В проекте МГУ есть главы «Избирательные объединения» и «Наблюдение и общественный контроль при проведении выборов и референдумов». В моем проекте есть отдельно статьи «Общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий», «Иностранные (международные) наблюдатели» (в главе «Избирательные комиссии») и «Участие общественных объединений в общественном наблюдении за выборами» (в главе «Участие политических партий и общественных объединений в выборах и референдуме»).
В моем проекте образование избирательных участков объединено с регистрацией избирателей, а не с образованием избирательных округов.
5. В проекте МГУ в Особенную часть предлагается включить четыре главы о разных видах региональных и муниципальных выборов. Я пока не вижу в этом смысла.
Региональные и муниципальные выборы должны регулироваться в Кодексе рамочно. По моим представлениям, рамочное регулирование для этих четырех видов выборов должно быть в основном одинаковым. Особняком здесь стоят выборы глав регионов, для которых действующее законодательство предусмотрело ряд особенностей – муниципальный фильтр, отсутствие самовыдвижение, двухтуровая система. Однако третья особенность должна иметь более общий характер, а первые две, по моему (и не только моему) убеждению должны быть пересмотрены.
В подготовленной в МГУ концепции правильно отмечено, что нормы Особенной части не должны дублировать нормы Общей части. В связи с этим мне не очень понятно, какие нормы планируется включать в эти четыре главы.
6. В проекте МГУ предлагается в качестве отдельной главы Особенной части выделить вопросы отзыва. В мой проект вопросы отзыва не были включены, поскольку с ними мы не достигли ясности. Полагаю, что в отношении отзыва необходимо вначале решить ряд юридических и политических вопросов.
7. В проекте МГУ предлагается включить в Особенную часть главу, касающуюся непрямых выборов.
Предложение спорное, но интересное. Полагаю, что включение в Кодекс вопросов проведения непрямых выборов может иметь смысл лишь в том случае, если избрание депутата или должностного лица на втором этапе должно быть каким-либо образом связано с итогами голосования избирателей (на первом этапе). Например, если мы будем требовать, чтобы состав формируемого путем непрямых выборов представительного органа муниципального района или городского округа был пропорционален по своему партийному раскладу составу представительных органов нижнего уровня.
8. В проекте МГУ предлагается включить в Особенную часть главу, касающуюся особенностей организации выборов и референдумов на отдельных территориях.
Статьи такого рода, по-видимому нужны, но стоит ли их объединять в отдельную главу – это вопрос, который можно решить в процессе работы.
9. В проекте МГУ предусмотрена глава «Заключительные и переходные положения». Это, насколько я знаю, не характерно для кодексов. Вопросы их вступления в силу обычно регулируются отдельными законами.
Структура проекта Избирательного кодекса Российской Федерации
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Общие вопросы
Глава 1. Общие положения и основные принципы
Глава 2. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Глава 3. Избирательные системы
Глава 4. Участие политических партий и общественных объединений в выборах и референдуме
Раздел 2. Организационное обеспечение проведения выборов и референдума
Глава 5. Избирательные комиссии
Глава 6. Учет и регистрация избирателей, образование избирательных участков
Глава 7. Образование избирательных округов
Глава 8. Защита избирательных прав и права на участие в референдуме и ответственность за нарушение избирательного законодательства
Раздел 3. Избирательный процесс
Глава 9. Назначение выборов
Глава 10. Выдвижение и регистрация кандидатов и списков кандидатов
Глава 11. Статус кандидатов, избирательных объединений, выбытие кандидатов, избирательных объединений
Глава 12. Информационное обеспечение выборов
Глава 13. Финансирование избирательной кампании
Глава 14. Голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов
Глава 15. Особенности голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов при применении различных избирательных систем, технических средств голосования и подсчета голосов
Раздел 4. Референдумный процесс
Глава 16. Вопросы референдума
Глава 17. Инициирование референдума
Глава 18. Сбор подписей в поддержку проведения референдума
Глава 19. Назначение референдума
Глава 20. Статус групп участников референдума и их членов
Глава 21. Особенности информационного обеспечения референдума
Глава 22. Особенности финансирования кампании референдума
Глава 23. Особенности голосования, подсчета голосов и определения результатов референдума
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел 5. Выборы Президента Российской Федерации
Глава 24. Особенности назначения выборов Президента Российской Федерации
Глава 25. Особенности выдвижения, регистрации и статуса кандидатов на выборах Президента Российской Федерации
Глава 26. Особенности информационного обеспечения выборов Президента Российской Федерации
Глава 27. Особенности финансирования избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации
Глава 28. Особенности голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов Президента Российской Федерации
Раздел 6. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Глава 29. Особенности назначения выборов депутатов Государственной Думы
Глава 30. Особенности образования одномандатных избирательных округов на выборах депутатов Государственной Думы
Глава 31. Особенности выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов, статуса кандидата и избирательного объединения на выборах депутатов Государственной Думы
Глава 32. Особенности информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы
Глава 33. Особенности финансирования избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы
Глава 34. Особенности голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы
Предлагаемая структура Кодекса о выборах и референдумах
Общая часть
Общие положения
Назначение выборов и референдумов
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума
Избирательные округа, округ референдума, избирательные участки, участки референдума
Избирательные комиссии, комиссии референдума
Избирательные объединения
Наблюдение и общественный контроль при проведении выборов и референдумов
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума
Получение и распространение информации о выборах и референдуме
Финансирование выборов и референдумов
Голосование и определение результатов выборов, референдума
Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме и ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме
Особенная часть
Выборы Президента Российской Федерации
Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации
Основы организации выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
Основы организации выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Основы организации выборов депутатов представительного органа местного самоуправления
Основы организации выборов главы муниципального образования
Основы организации и проведения отзыва депутата, выборного должностного лица
Основы организации и проведения непрямых выборов
Особенности организации выборов и референдумов на отдельных территориях
Заключительные и переходные положения
Tags: Избирательный кодекс, выборы, избирательное законодательство, референдум
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments